Принципы лицейской программы
Лозунгом РГГУ, наиболее полно отражающим основополагающие принципы его существования, стали слова «Вековые традиции – современные технологии». Для Лицея этот девиз имеет особое значение. Само название – лицей – напоминает о двухсотлетней традиции классического образования в России, в соответствии с которой главными идеями Лицея стали фундаментальность знаний, атмосфера творчества и уважение к достоинству личности.
В толковых словарях рядом со словом «лицей» стоят слова «привилегированное учебное заведение». Элитарность для нас – это высокий уровень знаний и особая среда обучения. Работа с лицеистами основана на принципах, которые лежат в основе работы Университета.
Прежде всего, РГГУ известен как вуз, дающий фундаментальное гуманитарное образование. Лицей изначально следовал этой традиции. Уровень преподавания, объем программы, количество академических часов, затрачиваемых на изучение русской и зарубежной истории, литературы, обществознания, иностранных языков, соответствует самым высоким стандартам. В Лицее работают преподаватели РГГУ, научные сотрудники институтов Российской академии наук. В рамках «Лицейских дней в РГГУ» ведущие профессора Университета выступают перед лицеистами с лекциями по темам своих исследований. Часто можно услышать мнение объективных экзаменаторов, что выпускники Лицея демонстрируют уровень знаний, навыков, не уступающий уровню студентов первых курсов вузов.
Современное образование в Лицее – это междисциплинарное образование. Взаимодействие учебных дисциплин будет развиваться в будущем не только в науке, но и в учебном процессе. Проблемы европейской интеграции рассматриваются не только на уроках зарубежной истории новейшего времени, но и на занятиях по иностранному языку, а обсуждение на уроках литературы творчества Михаила Булгакова способствует более детальному пониманию проблем курсов отечественной истории и истории отечественной культуры.
Открытость и подвижность учебных планов, альтернативность учебных программ – яркая особенность РГГУ и Лицея как его подразделения. Безусловно, выполняются все необходимые федеральные и региональные программы и стандарты. Разработаны такие стандарты и в Лицее. Они обязательны для всех. Но каждый из опытных преподавателей имеет свою авторскую методику, свой подход, который и применяет на своих уроках.
Адаптация лучших достижений российской и зарубежной высшей и средней школы – еще один принцип РГГУ. В Лицее одинаково активно применяются классические дореволюционные учебники по истории средневековья и новейшие пособия по иностранному языку. Britannica так же часто используется старшеклассниками, как и энциклопедия Брокгауза. Конечно, это только отдельные примеры, но они демонстрируют наше стремление к высокому качеству обучения.
В Лицее нет «зубрежки». Она бессмысленна в современном мире, переживающем информационный взрыв. Важно обучить учеников навыкам самостоятельного поиска информации, ее аналитического освоения. На это направлена вся система обучения - от задания составить комментарий к историческому тексту до участия в семинарах и «круглых столах».
Образование в РГГУ основано на стремлении познать социальный и культурный мир во всем богатстве его проявлений. Именно поэтому в Лицее уделяется большое внимание изучению исторического и культурного наследия в контексте диалога культур, который является, по сути, главной темой всех преподаваемых дисциплин: истории, философии, литературы, иностранных языков.
В толковых словарях рядом со словом «лицей» стоят слова «привилегированное учебное заведение». Элитарность для нас – это высокий уровень знаний и особая среда обучения. Работа с лицеистами основана на принципах, которые лежат в основе работы Университета.
Прежде всего, РГГУ известен как вуз, дающий фундаментальное гуманитарное образование. Лицей изначально следовал этой традиции. Уровень преподавания, объем программы, количество академических часов, затрачиваемых на изучение русской и зарубежной истории, литературы, обществознания, иностранных языков, соответствует самым высоким стандартам. В Лицее работают преподаватели РГГУ, научные сотрудники институтов Российской академии наук. В рамках «Лицейских дней в РГГУ» ведущие профессора Университета выступают перед лицеистами с лекциями по темам своих исследований. Часто можно услышать мнение объективных экзаменаторов, что выпускники Лицея демонстрируют уровень знаний, навыков, не уступающий уровню студентов первых курсов вузов.
Современное образование в Лицее – это междисциплинарное образование. Взаимодействие учебных дисциплин будет развиваться в будущем не только в науке, но и в учебном процессе. Проблемы европейской интеграции рассматриваются не только на уроках зарубежной истории новейшего времени, но и на занятиях по иностранному языку, а обсуждение на уроках литературы творчества Михаила Булгакова способствует более детальному пониманию проблем курсов отечественной истории и истории отечественной культуры.
Открытость и подвижность учебных планов, альтернативность учебных программ – яркая особенность РГГУ и Лицея как его подразделения. Безусловно, выполняются все необходимые федеральные и региональные программы и стандарты. Разработаны такие стандарты и в Лицее. Они обязательны для всех. Но каждый из опытных преподавателей имеет свою авторскую методику, свой подход, который и применяет на своих уроках.
Адаптация лучших достижений российской и зарубежной высшей и средней школы – еще один принцип РГГУ. В Лицее одинаково активно применяются классические дореволюционные учебники по истории средневековья и новейшие пособия по иностранному языку. Britannica так же часто используется старшеклассниками, как и энциклопедия Брокгауза. Конечно, это только отдельные примеры, но они демонстрируют наше стремление к высокому качеству обучения.
В Лицее нет «зубрежки». Она бессмысленна в современном мире, переживающем информационный взрыв. Важно обучить учеников навыкам самостоятельного поиска информации, ее аналитического освоения. На это направлена вся система обучения - от задания составить комментарий к историческому тексту до участия в семинарах и «круглых столах».
Образование в РГГУ основано на стремлении познать социальный и культурный мир во всем богатстве его проявлений. Именно поэтому в Лицее уделяется большое внимание изучению исторического и культурного наследия в контексте диалога культур, который является, по сути, главной темой всех преподаваемых дисциплин: истории, философии, литературы, иностранных языков.