Отчет за 2008/2009 учебный год

Довузовское образование в РГГУ

В качестве основных положительных тенденций в развитии системы довузовской подготовки в РГГУ в текущий период необходимо отметить увеличение общего числа обучающихся довузовских образовательных программ и числа участников университетских олимпиад, усиление внимание к профориентационной работе со старшеклассниками, внедрение новых форм довузовской подготовки, в том числе с использованием дистанционных технологий обучения.

В 16 лицейских и профильных классах, действующих на базе ЦДО и ряда московских школ (из них 8-х  классов -2, 9-х классов – 1, 10-х классов – 6, 11-х классов -7), обучалось более 400 человек. В июне 2009 г. состоялся последний выпуск студентов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования на базе ЦДО РГГУ.

В период с октября 2008 по июнь 2009 гг. в аудиториях ЦДО прошли обучение более 2 000 слушателей подготовительных курсов РГГУ. Подготовительные курсы благодаря внедрению авторских методик, анализу и адаптации предшествующего опыта проведения ЕГЭ не только не теряют, но и увеличивают количество слушателей.

Учебный процесс на базе Центра довузовского образования обеспечивают около 150 преподавателей университета, большинство из которых имеют ученые степени и звания.

С целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг, ЦДО совместно с представителями предметных приемных комиссий РГГУ были проведены учебно-методические семинары для преподавателей подготовительных курсов. Более 20 преподавателей ЦДО приняли участие в программе подготовки экспертов для участия в ЕГЭ, проводящемся на базе МИОО.

В рамках встреч учащихся лицейских и профильных классов с ведущими учеными и педагогами РГГУ «Лицейский день в Университете» 2 декабря 2008 года в зале заседаний Ученого совета РГГУ состоялась лекция директора Центра визуальной антропологии и эгоистории, профессора кафедры всеобщей истории, доктора исторических наук Н.И. Басовской на тему «Жанна Д'Арк: неизвестное об известном».

Отделение электронных учебных ресурсов ЦДО совместно с Учебно-научным центром визуальной антропологии и эгоистории подготовило и презентовало в минувшем учебном году два новых уникальных мультимедийных издания, предназначенных не только для лицеистов и студентов РГГУ, но и для всех заинтересованных в изучении мирового классического наследия: «Монастырь Святого Антония в Египте» - видеоповесть о древнейшем христианском монастыре, переданная отцом Рувайсом и видеомемуары доктора исторических наук, профессора А.Х. Бурганова - "В России надо жить долго".

Во втором семестре 2008-2009 учебного года руководством университета было принято решение о реализации на базе ЦДО РГГУ новой образовательной услуги - репетиционного ЕГЭ для учащихся 11-х классов и абитуриентов. Проведение репетиционного ЕГЭ по таким предметам как обществознание, отечественная история, английский язык, русский язык, математика, в котором приняло участие более 600 человек, показало высокий уровень знаний и подготовленность слушателей подготовительных курсов.

Важным направлением деятельности в сфере довузовского образования в текущем году стала реализация совместного инновационного проекта Центра довузовского образования и Центра дистанционных технологий обучения «Образовательный портал ЦДО РГГУ».

С сентября 2008 г. был открыт доступ к электронным учебным курсам для подготовки абитуриентов к поступлению в вуз и к ЕГЭ по дисциплинам «Отечественная история», «Обществознание», «Английский язык», авторские курсы дополнительного образования, творческий конкурс «Интеллектуальная универсиада РГГУ он-лайн по Обществознанию, Отечественной истории, Английскому языку (прежде всего, для подготовки школьников к ежегодным Олимпиадам РГГУ).

Проект предназначен не только для жителей Москвы и ближайших регионов: учебные курсы, подготовленные с учетом требований, предъявляемых к Единому государственному экзамену, могут осваиваться с помощью сети Интернет школьниками и абитуриентами вне зависимости от места проживания. В 2008-2009 учебном году программы довузовской подготовки дистанционно освоили более 200 человек. В настоящее время ведется работа по подготовке новых образовательных услуг и обновленных версий действующих программ.

Итоги проводившегося в текущем году эксперимента по внедрению системы подготовки учащихся с использованием дистанционных технологий обучения были рассмотрены на заседании Ученого совета РГГУ. Работа участников проекта признана успешной, и было принято решение об оказании содействия соответствующим структурам университета с целью дальнейшего развития данного направления.

 Особо необходимо отметить значительный рост интереса абитуриентов и школьников  к ежегодным предметным Олимпиадам РГГУ.

Традиционно, в предметных олимпиадах Университета принимают участие, учащиеся школ Москвы и Московской области, других субъектов РФ. За прошедшее время в олимпиадах РГГУ по русскому языку, истории, обществознанию, иностранным языкам, литературе, биологии, математике, информатике, ежегодно участвовали до 1000 школьников 7 - 11 классов, а в 2008 г. более 2 тыс. человек.

 Решением  Российского Совета олимпиад школьников в 2008-2009 году Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов по русскому языку, обществознанию и иностранным языкам (английский, немецкий, французский) была включена в Перечень олимпиад школьников на 2008-2009 год (утвержден приказом Минобразования № 12851 от 15 декабря 2008 г.) как олимпиада III уровня.

По решению руководства университета победителям и призерам Олимпиад РГГУ (1, 2 и 3 места) предоставляются льготы при поступлении в РГГУ на места, финансируемые из средств федерального бюджета:  право быть зачисленными без вступительных испытаний на направления подготовки, соответствующие профилю Олимпиады, а так же право быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов по ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю Олимпиады при зачислении в Университет на направления подготовки не соответствующие профилю Олимпиады.

В олимпиаде РГГУ для учащихся 11-х классов 2009 года приняли участие более 4 000 человек из 60 регионов РФ и стран ближнего зарубежья. Победителями, призерами олимпиад стали 210 школьников.

Для учащихся 8 – 10 классов в текущем году творческий конкурс проводился по 4 дисциплинам (истории, обществознанию, иностранным языкам, русскому языку). В конкурсе приняли участие более 600 школьников из 7 регионов РФ, из которых 40 человек стали победителями и призерами Олимпиады.