Лицейские классы РГГУ: вековые традиции - современные технологии. (статья М.В.Мецатуняна)

 
 Кандидат технических наук М.В. Мецатунян

   Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) - прославленный московский вуз. В РГГУ объединены лучшие преподавательские кадры, создана мощная образовательная инфраструктура: четыре учебных комплекса в Москве, филиалы во многих городах России, работают библиотека, музей древнего и современного искусства, медиатека, сверхсовременный компьютерный центр. Традиции Московского народного университета (1908-1918 гг.) и Историко-архивного института (создан в 1930 г.) сочетаются с самыми передовыми технологиями и методиками обучения. РГГУ активно использует и отечественный, и зарубежный опыт. Наш университет сотрудничает с учебными заведениями более чем сорока стран.

  Свыше пятнадцати лет РГГУ активно развивает лицейское обучения. Профессор Н.И. Басовская, будучи проректором РГГУ по научной работе, стала создателем и вдохновителем программы "Российский гуманитарный лицей". Сегодня в Университете работает Центр довузовского образования. Лицейские классы этого центра, организованные совместно с несколькими школами Москвы и Московской области, начали свою работу в 1990 году.

  В Лицее учатся около четырехсот школьников восьмых-одиннадцатых классов. Гуманитарные курсы ведут преподаватели РГГУ. Абсолютное большинство наших учителей имеют ученые степени, являются признанными исследователями, авторами не только научных публикаций, но и учебников, книг для детей. В Лицее работают научные сотрудники институтов Российской академии наук.

  Лозунг РГГУ: "Вековые традиции - современные технологии". Само слово "лицей" напоминает о двухсотлетней традиции классического образования в России. Недаром наш ежегодный праздник проводится 19 октября, в День пушкинского лицея. Мы стремимся следовать главным принципам царcкосельской школы: давать фундаментальные знания, вести обучение в творческой атмосфере, уважать личность каждого ученика.

  Современное образование в Лицее - это междисциплинарное образование. Приведем несколько примеров. Проблемы европейской интеграции рассматриваются не только на уроках зарубежной истории XX века, но и на занятиях по иностранному языку, а обсуждение творчества Михаила Булгакова на занятиях по русской литературе способствует более детальному пониманию проблем курсов отечественной истории и истории отечественной культуры.

  Открытость и подвижность учебных планов, альтернативность авторских учебных программ - яркая особенность РГГУ и Лицея. Преподаватели выполняют все необходимые федеральные и региональные программы и стандарты, при этом каждый из опытных лекторов имеет свою авторскую методику, которая применяется на уроках.

  В Лицее одинаково активно применяют классические дореволюционные учебники по истории средневековья и новейшие пособия по иностранному языку. В нашем методическом кабинете ученики работают с книгой, написанной сто лет назад, и с СD-диском, недавно выпущенным в Лондоне. Британика так же активно используется старшеклассниками, как и энциклопедия Брокгауза. Конечно, это только отдельные примеры, но они демонстрируют наше стремление к высокому качеству обучения. Спецкурсы, факультативы проводятся в небольших группах. В Лицее нет зубрежки. Нам важно привить учащимся навыки самостоятельного поиска и аналитического освоения информации. На это направлена вся система обучения - от задания самостоятельно подготовить сообщение об экскурсии по одному из московских монастырей до поручения составить комментарий к историческому тексту. Лицеисты изучают углубленные курсы отечественной и всеобщей истории, литературы, истории культуры, правоведения, географии, современных иностранных языков (обучение ведется также преподавателями зарубежных университетов). В программу включен начальный курс латыни. Лицеистам предлагается ряд специальных курсов. Методики преподавания наряду с традиционными формами обучения предполагают современные интерактивные способы получения и освоения информации, такие, как компьютерная презентация, деловая игра, тест, анкета, театральные постановки.Часто проводятся экскурсии в музеи.

  Университет поддерживает партнерские отношения с ведущими международными организациями в области культуры, науки и образования. Как и студенты, лицеисты могут работать с преподавателями центров РГГУ: российско-шведского, российско-канадского, российско-французского им. Марка Блока, российско-американского библеистики и иудаизма. Эти преподаватели ведут занятия по иностранному языку и литературе. Свидетельство международного признания РГГУ - наши совместные программы с итальянской школой "Костанца Винчи", с Гуманитарным лицеем Рима. Стали уже традиционными поездки наших учеников в Италию.

  Ежегодно в марте проводятся гуманитарные олимпиады для школьников. Их главная цель - выявить наиболее одаренных и способных в области истории, литературы, лингвистики. Участники олимпиад могут получить представление о характере требований, предъявляемых к нашему лицеисту и студенту. Победители и призеры олимпиад имеют некоторые льготы при поступлении в РГГУ и в Лицей.

  Библиотечный класс Лицея содержит более трех тысяч томов. Заметное место на полках занимают учебники наших преподавателей. Лицеисты могут работать в читальных залах библиотеки РГГУ, укомплектованной всеми необходимыми энциклопедиями, справочниками, научными и художественными книгами, журналами и газетами на русском и иностранных языках. Видеотека Лицея включает десятки учебных фильмов по истории, литературе, филологии, географии, истории. Ряд фильмов был создан в нашем Университете.

  Наш компьютерный класс оснащен самой современной техникой. В нем проводятся занятия по иностранным языкам и другим предметам. Компьютеры, организованные в сеть, позволяют работать с высококачественными записями текстов, говорящими словарями, вести диалог с обучающими программами. Ряд компьютерных программ разработан преподавателями РГГУ.

  Лицеисты активно участвуют в жизни РГГУ. Перед ними с лекциями выступают наши лучшие профессора, крупные ученые с мировым именем. Особенно активную помощь оказывает нам Музейный центр РГГУ. Когда в Университете экспонируются материалы об археологическом изучении Египта, преподаватели всеобщей истории рассказывают о древней цивилизации в зале музея. Выступления таких мастеров сцены, как Алексей Баталов, Юрий Любимов, Михаил Козаков, Александр Ширвиндт, являются, пожалуй, лучшими уроками по культуре современности.

  Что отличает всех наших учеников? Прежде всего, они просто умеют хорошо работать. Для них характерен высокий уровень знаний. Лучшие выпускники становятся авторами научных и художественных публикаций, интересных проектов в области науки и искусства, активно проявляют себя в управлении и бизнесе.