Отчет за 2006/2007 учебный год

Довузовское образование в РГГУ

Накопленный университетом опыт в области гуманитарного образования находит свое успешное применение в деятельности Центра довузовского образования РГГУ, реализующего принципы системы непрерывного образования, расширяющего потенциал университета за счет организации взаимодействия РГГУ с учреждениями среднего образования, формирования условий для отбора и подготовки творчески одаренных абитуриентов.

В 2006-2007 учебном году в 18 лицейских классах на базе 7 московских и 2 подмосковных школ обучалось более 400 человек. Преподавательскую работу с лицеистами 8 – 11 классов вели более 70 преподавателей РГГУ, большая часть из которых имеет ученые степени и звания, богатый опыт работы в университетской лицейской программе. Успешно развивается международная образовательная программа - «российско-итальянский класс с углубленным изучением итальянского языка и ряда предметов на итальянском языке» на базе школы №136 г. Москвы.

В Олимпиаде РГГУ для школьников и учащихся средних профессиональных учебных заведений, прошедшей в апреле 2007 г., приняли участие более 800 учащихся 7 - 11 классов школ Москвы и Московской области. Из них 42 человека стали победителями и призерами предметных олимпиад по истории, русскому языку, литературе, иностранным языкам, обществознанию, математике, информатике и биологии. Учитывая тенденции развития российской системы образования, университет ведет работу над расширением перечня творческих испытаний, введением дополнительных критериев преимущественного отбора для победителей олимпиад, с целью более широкого охвата одаренной молодежи.

Популярные среди абитуриентов подготовительные курсы РГГУ, вопреки общей тенденции, связанной с внедрением ЕГЭ, в текущем учебном году обеспечили подготовку более 2 тысяч человек (заметно больше чем в течение прошлого учебного года). Для подготовки слушателей к сдаче ЕГЭ были организованы группы по русскому языку, литературе, отечественной истории и обществознанию. Ведется работа по организации подготовки к ЕГЭ по всем дисциплинам (по профилю университета).

Одно из новых актуальных направлений в работе ЦДО - профильные классы. В настоящее время число обучающихся в классах социально-экономического и социально-гуманитарного профиля (с учетом набора 2007 г.) составляет 75 человек. Цель подобных классов - индивидуализация обучения, кооперация усилий средней и высшей школы, больший учет условий рынка труда. Одна из важных особенностей профильного обучения – сочетание в учебных планах традиционных дисциплин и элективных курсов, спецкурсов, разрабатываемых преподавателями университета, с целью углубленной подготовки старшеклассников по выбранной специализации. Например, преподавателями РГГУ в текущем году были предложены учащимся такие интересные курсы, как - «Предпринимательство в истории культуры России XVIII – начала XX вв.» (доц. Погудаева М.Ю.), «Управление персоналом» (доц. Седова О.Л.), «Особенности корпоративного управления на современном этапе» (доц. Павликов С.Г.), «Транснационализация мировой экономики» (доц. Крысов В.В.), и «Эффективное поведение в конфликте» (доц. Маленкова О.В.) и т.д.

В июне 2007 г. состоялся первый выпуск студентов, обучавшихся по специальностям среднего профессионального образования. По итогам аттестационных испытаний дипломы об образовании получили 23 человека. А всего в 2006/2007 учебном году на отделении среднего профессионального образования ЦДО проходили обучение по 4 специальностям 110 студентов. Преподавание учебных курсов на отделении обеспечивали более 80 преподавателей, 80% из которых имеют ученые степени и звания.

Отделение электронных учебных ресурсов ЦДО совместно с Учебно-научным центром визуальной антропологии и эгоистории подготовило и презентовало в минувшем учебном году два новых уникальных мультимедийных издания, предназначенных не только для лицеистов и студентов РГГУ, но и для всех заинтересованных в изучении мирового классического наследия.

Проекты отделения электронных учебных ресурсов развивают идею включения в учебный процесс нового вида документов устной истории. Видеомемуары Вяч. Вс. Иванова «Мы были странным исключеньем…» с учебно-методическим комплексом «Культурная элита в советском идеологическом проекте 1920-80-е гг.», предназначены для студентов и лицеистов, изучающих курс Истории культуры России XX века; видео-мемуары проф. Г.С. Кнабе «… Слышать шепот времени», дополненные учебно-методическими материалами «Советская повседневность 1920-1960-х годов. Мифология и социальные практики» - для изучающих историю России XX века.