Отчет за 2011/2012 учебный год

Довузовское образование в РГГУ

 

В 2011-2012 учебном году в 15 лицейских и профильных классах РГГУ обучалось около 400 школьников 8-х – 11-х классов.  Кроме того, в период с октября 2011 по июнь 2012 гг. в аудиториях ЦДО по программам подготовки к ЕГЭ, вступительным экзаменам в РГГУ и олимпиадам РГГУ прошли обучение около 1500 слушателей подготовительных курсов РГГУ (в том числе в дистанционной форме через сеть интернет). В репетиционном тестировании в формате ЕГЭ и ГИА для старшеклассников и абитуриентов приняло участие более 200 человек. Более 30 лицеистов стали победителями и призерами ежегодных Олимпиад РГГУ, около 20% выпускников показали высокие результаты по предварительным результатам ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам (от 90 до 100 баллов).

В октябре 2011 года в рамках Дней студенческой науки в РГГУ учащиеся и преподаватели ЦДО приняли участие в расширенном заседании круглого стола  «Строительство демократического государства и развитие многопартийности в современной России». Большой положительный отклик среди учащихся получила открытая лекция доктора ист. наук, профессора, заведующей кафедрой всеобщей истории ИАИ РГГУ, директора учебно-научного Центра визуальной антропологии и эгоистории Басовской Наталии Ивановны для учащихся лицейских и профильных классов на тему «Почему людям интересно прошлое?». В 11-м лицейском классе школы №228 состоялась дискуссия по книгам Виктора Резуна (Суворова) «Ледокол» и «День М», подготовленная и проведенная под руководством канд. ист. наук. А.Б. Данилина.

Важным событием 2011-2012 учебного года стало подписание Центром довузовского образования и ФГБОУ культуры «Государственный исторический музей» России Соглашения о сотрудничестве с целью повышения интереса и распространения знаний подрастающего поколения к отечественной истории, поиска инновационных форм изучения прошлого, широкой популяризации культурно-исторического наследия России, представленного в экспозиции и хранящегося и фондах Музея и научно-образовательного ресурса РГГУ. Было принято решение о разработке совместных культурно-просветительных и образовательных проектов (предложений, программ, продуктов и т.д.) с приобщением образовательных и академических ресурсов, а также проведению совместных мероприятий.

В рамках развития направления профориентации и социальной адаптации школьников был реализован целый комплекс программ, ряд из которых предлагался школьникам и абитуриентам впервые. Психологами-консультантами ЦДО был проведен цикл индивидуальных профориентационных консультаций с подростками и их родителями. В случае возникновения необходимости, в течение учебного года осуществлялась профориентационная поддержка учащихся лицейских и профильных классов. Такого рода работа проводилась и в виде индивидуальных бесед со школьниками и в виде групповых дискуссий в рамках классной работы.  В феврале 2012 года впервые был реализован проект «Дня профориентации» для всех учащихся и слушателей Центра довузовского образования. В нем приняли участие представители ведущих Институтов, факультетов и кафедр РГГУ, рассказавшие учащимся не только о поступлении в вуз, но и о специфике выбираемых ими специальностей.

В 2011-2012 учебном году Олимпиады РГГУ для школьников 11-х классов по иностранным языкам (английский, немецкий, французский), истории и русскому языку были включены в Перечень олимпиад школьников (утвержден приказом Минобрнауки России от 7 ноября 2011г. № 2598) как олимпиады II (история) и III (иностранные языки (английский, немецкий, французский) и русский язык) уровня. В состоявшемся творческом конкурсе приняли участие около 5000 человек из 49 регионов РФ, 460 из которых стали победителями и призерами Олимпиады.

Для школьников 7-10 классов творческие конкурсы традиционно проводились по русскому языку, истории, обществознанию и иностранным языкам (английский, немецкий, французский). В Олимпиаде приняли участие около 500 школьников из 3 регионов России. Победители и призеры были награждены соответствующими дипломами и призами.

В 2011-2012 учебном году выросло внимание со стороны абитуриентов к реализуемым ЦДО дистанционным образовательным программам.  По сравнению с предыдущим годом число пользователей образовательного портала ЦДО увеличилось на 15%. Успешно функционирует запущенная в прошлом году бесплатная интернет-услуга «Оцени свои шансы на поступление в гуманитарный ВУЗ». Она позволяет школьникам пройти тестирование и оценить свой текущий уровень подготовки.

В рамках работы по продвижению бренда РГГУ, привлечению внимания абитуриентов и школьников к университету, сотрудники ЦДО принимали участие в выставках «Образование и карьера», организовывали презентации в школах города Москвы. Для проведения данных мероприятий был разработан и продемонстрирован комплекс соответствующих рекламных материалов.

Важным событием в развитии совестного проекта  отделения электронных учебных ресурсов «Классическое наследие» ЦДО и Учебно-научного Центра визуальной антропологии и эгоистории , подготовивших и издавших за последние годы цикл видеомемуаров ученых и педагогов РГГУ, стало участие в разработке научно-образовательной программы «Родные корни: генеалогия, устная и семейная история». Учитывая особую роль института семьи в жизни общества и государства, семейной истории и судьбы каждой личности как неотъемлемой и важной составляющей части истории страны, в соответствии с реализуемой в РГГУ концепцией нового гуманитарного образования, программа приобрела общеуниверситетский характер, и объединила усилия большинства структурных подразделений Историко-архивного института и университета в целом.