Отчет за 2002/2003 учебный год

В 2002/2003 учебном году довузовское образование РГГУ отмечено новыми вехами:

  • Проведение годовой телевизионной интеллектуальной игры ?За семью печатями? на федеральном канале ?Культура?.
  • Первый выпуск российско-итальянского класса на базе школы ? 136.
  • Открытие развивающей учебной программы ?Традиционная культура и методы современной презентации? и спецкурсов дополнительного профессионального образования.
  • Организация олимпиады по истории и иностранным языкам для сотен посетителей XVII Международной выставки ?Образование и карьера?.
  • Первые интернет-лекции преподавателей РГГУ для лицеистов в системе дистанционного образования.
  • Расширение сотрудничества ЦДО и Российско-шведского центра РГГУ: проведение лекций шведских преподавателей, а также конференций учеников Лицея и их сверстников из Швеции.

Центр довузовского образования (ЦДО) РГГУ

ЦДО РГГУ организует работу лицейских классов и подготовительных курсов.

В 2002/2003 учебном году двадцать два лицейских класса РГГУ работали в восьми московских школах и трех школах Московской области. Общее число лицеистов московского региона составило 483 человека. Активно работал лицейский класс РГГУ в городе Старый Оскол. ЦДО РГГУ поддерживает методическое сотрудничество с четырьмя школами Москвы и двумя подмосковными школами.

Лицейская программа РГГУ пользуется широкой известностью: в этом году было подано 326 заявлений на поступление в лицей. Зачислено 185 школьников 8-х и 10-х классов.

Лицеисты РГГУ активно участвовали в олимпиадах для школьников. Ученики 9-х и 10-х классов школы ? 228 (Бова К., Антипов И., Ельчанинов Р., Колтунов О.) принимали участие в VI Интеллектуальном марафоне ?Нить времен?, посвященном 300-летию основания Санкт-Петербурга и заняли первое место среди московских школьников. Ученики 10-х классов школ ?1276 и ? 328 (преподаватели М.И.Афанасьева и М.Г.Витковская) Хазанова М. и Калина К. заняли III места в Московской городской олимпиаде по латинскому языку и античной культуре.

Ежегодные Олимпиады для учащихся 7-11-х классов состоялись 16 и 23 марта 2003 года. В них приняло участие более 500 учащихся г. Москвы и других регионов РФ. Олимпиады по истории и литературе проводились тринадцатый раз. Следует отметить, что среди победителей XIII Олимпиады по истории были лицеисты РГГУ: Куренков В. (10-й класс, школа ? 136), Нагуманова А. (8-й класс, школа ? 1950). Среди призеров VII Олимпиады по иностранным языкам, занявших первое место, Охотникова Е. (11-й класс, школа ? 1245), Овчарова А.(11-й класс, школа ? 1279).

В рамках XVII Международной выставки ?Образование и карьера? была проведена олимпиада по истории и иностранным языкам для сотен посетителей выставки.

Международные проекты РГГУ в лицейской программе. Успешно завершился четвертый год обучения классов с углублённым изучением итальянского языка и культуры на базе школы ? 136. Первые выпускники получили аттестаты. Этот документ признается итальянскими университетами, благодаря чему выпускники получают свободный доступ к высшему образованию в Италии.

3 октября 2002 года в Лицее РГГУ состоялся семинар "Демократия: мир, страна, школа". Новый проект для старшеклассников стал продолжением международной программы Лицея. Он был разработан ЦДО РГГУ при поддержке Шведского института и при участии Российско-шведского центра РГГУ. Преподаватель шведской гимназии К.Эйдем показала в своей лекции проблемы современного демократического общества. Ученикам было предложено обдумать множество исторических фактов, литературных примеров, художественных иллюстраций, юридических коллизий.

3 апреля 2003 года на уроке обществоведения 10-го класса школы ?1276 выступила сотрудник Стокгольмского отделения организации ?Спасите детей!? А.Веттерхалль. Доклад ?Никто не должен быть дискриминирован? содержал информацию о проблемах защиты прав несовершеннолетних в странах Западной Европы, Азии и Африки. Как сам доклад, так и сообщения школьников были на английском языке. Эта встреча была проведена ЦДО совместно с российско-шведским научно-учебным центром в рамках семинара ?Знай свои права!?

20 февраля 2003 года в Центральной аудитории РГГУ была прочитана очередная лекция цикла ?Лицейский день в Университете: лекции профессоров РГГУ для лицейских классов?. В рамках этой программы Центр довузовского образования приглашает выступить перед учащимися ведущих ученых РГГУ. Тема выступления директора Института русской истории РГГУ Андрея Ильича Фурсова - ?Русская власть и русская история?. Была представлена оригинальная концепция развития российской государственности. Лекция вызвала большой интерес слушателей - вопросы переросли в подлинную дискуссию.

РГГУ, ГТРК ?Культура? и Телевизионной компанией ?Класс!? в 2002/2003 году была организована телевизионная викторина ?За семью печатями?. Цель телевизионной программы ?За семью печатями? - распространение среди молодежи знаний по истории, литературе, искусству России и зарубежных стран. Передача знакомит молодых людей, проживающих во всех регионах Российской Федерации, с новейшими достижениями в науке и образовании. Программы имели широкий общественный резонанс. Победителями игры стали шесть учеников 11-х классов. Они показали глубокие, фундаментальные знания, значительно превышающие общий уровень средней школы.

Дистанционные методы обучения необходимы для развития лицейской программы в отдаленных от Москвы регионах. В качестве эксперимента в декабре 2002 - марте 2003 гг. для учеников 10-11-х лицейских классов интернет-студией РГГУ транслировались следующие лекции:

  • А.Б.Каменский. Век Екатерины II.
  • К.А.Переверзев. Cтилистическая неоднородность русского языка.
  • А.В.Шарова. Эпоха Средневековья в европейской истории.

Успешная апробация занятий проводилась на базе Ногинской гимназии. В Старооскольском городском институте усовершенствования учителей в интернет-занятиях ЦДО РГГУ приняли участие преподаватели русского языка и истории двух школ города (в одной из них работает лицейский класс РГГУ). В будущем дистанционные методики станут постоянным элементом лицейского обучения. Опыт показал, что проблемы заключены в техническом оснащении школ-партнеров РГГУ. Требуется совершенствование организационной и технологической поддержки программы и в Университете.

Методическая работа преподавателей ЦДО велась в рамках методической комиссии (председатель - директор ЦДО доц. М.В.Мецатунян) и методических семинаров. Методический семинар по литературе возглавляет проф. В.И.Тюпа, по истории - проф. А.Б.Каменский, по русскому языку - доц. И.А.Шаронов, по истории отечественной культуры - доц. И.В.Баканова, по иностранным языкам - проф. Л.А.Халилова.

29-30 ноября 2002 г. на базе Красногорского лицея прошли заседания учебно-методического семинара преподавателей ЦДО, школ-партнеров РГГУ. Его главной темой явилась интеграция предметов гуманитарного цикла в Лицее РГГУ. На пленарных заседаниях были заслушаны доклады Е.Н.Басовской, Е.Ю.Наумова, В.И.Тюпы, О.В.Павленко, О.В.Саприкиной, В.В.Глебкина (школа ? 1514), О.Г.Лактионовой (Ногинская гимназия), Н.В.Ростиславлевой, А.Х.Гусевой, Д.П.Бака. Большой отклик у участников конференции вызвали доклады о работе учителей Красногорского лицея (директор - Н.А. Иванова). Состоялся интересный и полезный обмен методическими разработками, опытом реализации лицейской программы РГГУ. Были выработаны практические рекомендации по организации учебного процесса.

17 декабря 2002 года был организован круглый стол преподавателей истории ЦДО РГГУ. Тема дискуссии ?Вызовы интерпретации в системе лицейского образования? была сформулирована доцентом Н.В.Ростиславлевой. В обсуждении приняли участие профессора А.Б.Каменский, А.Л.Юрганов, доценты О.Ю.Шамаева, А.А.Киличенков, Л.А.Можаева.

14 февраля 2003 года в Ногинской гимназии прошел научно-методический семинар Центра довузовской подготовки ?Лицей как образовательное пространство: диалог поколений?. Доктор исторических наук профессор Н.И.Басовская прочла для учащихся 10-11-х классов Ногинской гимназии лекцию ?Цивилизационные истоки исторической роли России в XX веке?. В рамках семинара был проведен круглый стол преподавателей РГГУ и Ногинской гимназии ?Образовательный процесс в лицее как проекция современной культуры?. С докладами выступили Е.Ю.Наумов, Е.Н.Басовская, Е.И.Куренкова, В.И. Тюпа, Д.П.Бак, В.Б.Белозер (Ногинская гимназия). В ходе развернувшейся дискуссии особое внимание было уделено актуальным вопросам современного лицейского образования: профессиональной этике преподавателя и ?вызовам сегодняшнего дня?, новым информационным технологиям, культуре понимания современной модели лицейского гуманитарного образования, формированию толерантности у современных лицеистов.

В апреле-мае 2003 года состоялась ежегодная аттестация преподавателей ЦДО РГГУ. Анализ всех представленных материалов показал, что сложилась четкая система методического обеспечения всех курсов лицейских классов. Выработаны минимальные стандарты содержания дисциплины, имеются программы, которые можно назвать эталонными. Представлен значительный корпус авторских учебных документов: задания для самостоятельной работы; списки тем сочинений, докладов; тесты для самоконтроля; списки вопросов к аттестации. Издан ряд учебных пособий, приняты в печать новые методические разработки. Особенно следует отметить издание двух фундаментальных учебников по русской литературе и всеобщей истории, созданных авторами в процессе преподавания в ЦДО РГГУ .

Преподаватели творчески подходят к своей работе. Используются новейшие достижения науки, самые современные методики. Однако аттестация выявила ряд недостатков и недоработок. Главные из них касаются нерациональной перегрузки программ. Программы показывают, что преподаватели склонны переносить в среднюю школу такие объемы информации по предмету, которые соответствуют уровню высшего профессионального образования. Мало учитывается специфика детской психологии. Ряд преподавателей не пытается интегрировать свой курс в общую лицейскую систему.

Итоги аттестации: 34 преподавателя аттестованы с отличием, 45 аттестованы, 4 преподавателя аттестованы с условием доработки учебно-методических материалов по замечаниям комиссии, 3 не были аттестованы.

Библиотека ЦДО РГГУ была пополнена изданиями серии ?Пушкинская библиотека?, современными учебниками и энциклопедиями на бумажных и электронных носителях.

Подготовительные курсы ЦДО в 2002-2003 учебном году готовили абитуриентов по двенадцати учебным дисциплинам. Работало 214 общих и 120 малых групп, в которых обучалось 1707 человека. Необходимо отметить, что в этом году, как и в прошлом, занятия на подготовительных курсах велись во все дни недели в вечернее время (а в воскресенье - и в дневные часы). В сравнении с прошлым учебным годом количество слушателей на подготовительных курсах увеличилось на 103 человека.

Развивающая учебная программа ?Традиционная культура и методы современной презентации? и спецкурсы дополнительного профессионального образования были открыты в 2002-2003 учебном году в Центре довузовского образования РГГУ совместно c факультетом истории искусства, учебным центром Арт-дизайна, международными учебно-научными центрами РГГУ, а так же Федеральным государственным учреждением ?Государственный историко-культурный музей-заповедник ? Московский Кремль?, Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства, Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственным музеем Востока и учебным художественным музеем им. И.В. Цветаева.

Целью программы является организация дополнительного образования студентов и подготовка старшеклассников к осознанному выбору профессии и поступлению в вузы, формирование системы гуманитарно-социальных, культурологических, фундаментальных и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих выпускнику успешную подготовку к профессиональной деятельности, раскрытие интеллектуальных и творческих способностей, повышение образовательного уровня слушателей.

Программа дает уникальную возможность не только прослушать теоретические курсы по отечественной, западноевропейской, восточной истории и истории культуры, но и получить знания по основам экскурсоведения, анализа и описания памятников, а также познакомиться с русскими художественными ремеслами, с работой закрытых музейных фондов, мастерских и выставок.

В программе участвуют квалифицированные специалисты в области истории, истории культуры, искусств, лингвистики, психологии, филологии, языкознания, известные ученые и преподаватели, такие как профессор М.А. Кронгауз, профессор Е.Е. Кравцова, профессор И.В. Кондаков, профессор С.И. Сотникова, доцент И.В. Баканова и другие.

Обучение проводится по двум направлениям: ?Традиционная русская культура на примере памятников Московского Кремля и коллекции Оружейной палаты?; ?Традиционная культура Востока на примере коллекции Государственного музея Востока и культурного центра иранистики РГГУ? (персидский язык). В программе принимают участие 20 человек, которые успешно прошли итоговую аттестацию и перешли на второй курс обучения.

Спецкурсы дополнительного профессионального образования.

В рамках программы ?Традиционная культура и методы современной презентации? было открыто 7 спецкурсов дополнительного профессионального образования: ?Теория и практика коммуникаций?, ?Деловой английский язык?, ?Психология общения?, ?Коммуникативная психология?, ?Развитие речи?, ?Современные направления в развитии дизайна и организация выставочной деятельности?, ?Компьютерная графика?. Успешно закончили обучение и получили Сертификат ЦДО РГГУ 57 слушателей спецкурсов.

В целях развития дополнительного образования студентов и подготовки старшеклассников к осознанному выбору профессии на 2003-2004 учебный год подготовлены программы, учебные планы и открыт набор на следующие развивающие учебные программы: ?Прикладная информатика и интеллектуальные системы в гуманитарной сфере?, ?Телевизионная журналистика?, ?Практическая психология?, ?Современные направления в развитии дизайна?, ?Актерское мастерство? а также на 21 спецкурс дополнительного профессионального образования. На данный момент подано 73 заявления.

ЦДО РГГУ опубликованы учебные пособия и методические материалы:

История России XX века (1894-1940): Тесты и задания / Авт.-сост. А.Б.Данилин. М.: РГГУ, 2002. 52 с.

Отечественная история. XX век: Учебно-методический комплекс для 11 класса / Сост. А.А.Киличенков. М.: РГГУ, 2002. 41 с.

Русская литература (XIX в.): Учебно-методический комплекс для 11 класса / Авт.-сост. Д.П.Бак. М.: Изд. Ипполитова, 2003. 63 с. (серия ?Я иду на занятия в лицей?)

Публикация учебно-методического комплекса Д.П.Бака по русской литературе XIX века открыла новую серию изданий РГГУ ?Я иду на занятия в лицей?.

Басовская Е.Н. Русская литература. XX век. Учебник 11 класс. М.: АСТ-Пресс школа, 2002. 464 с., Долуцкий И.И., Журавлева В.И. Всемирная история XX века: книга для чтения. Ч. 1. Конец XIX века - 1945 год. М.: РГГУ, 2002. 526 с.